Меня зовут Ирина. Я работаю в фитнесе 9 лет: инструктор по танцам, потом PortDeBras, стрейч, собственная программа, йога в гамаках. Так я путешествовала по фитнес-направлениям: что-то осталось, что-то стало не актуальным. Все это время у меня была личная практика, которая не стояла на месте и менялась. Девять лет я успешно привносила идеи из личной практики в клиентские уроки.

Сейчас мой интерес больше в совершенно «не-фитнес» направлениях: метод Фельденкрайза и Контактная импровизация. Попытки внедрения их в фитнес-индустрии иногда не получает отклика, в худшем – я получаю в ответ негатив. Когда я поделилась этим со своим добрым другом, он мне сказал: «А ты напиши об этом статью».

Итак, я начну с метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза — это «умный» подход к человеческому движению, цель которого — общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей. Применяемые в методе упражнения («уроки») содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания того, как мы действуем и используем свое тело. Выполнение этих уроков позволяет найти и освоить альтернативный способ выполнения действий, более легкий и эффективный. Результатом такого обучения становится устранение лишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение легкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни

Все движения в уроках выполняются медленно, с непривычно маленькой амплитудой и скоростью. Фельденкрайз отличается от того, что есть в фитнесе сейчас тем, что в инструкции отсутствует информация, как делать правильно, и правильности выполнения движения не уделяется того внимания, к которому привыкли клиенты фитнеса. Проще говоря, инструкция выглядит не «делай раз-два-три», а найди такое свое «раз-два-три» которое тебе подходит сейчас больше всего.

Человеческое тело воспринимается не как объект движения, а как процесс, более того процесс уникальный, не похожий на другие. Этот метод нравится некоторым клиентам в чистом виде. Большинство говорят о положительных результатах, когда уроки «переложены в гамак». А есть такие, кому они совсем не подходят.

Наблюдениям за клиентами последней категории привели меня к следующим выводам: негатив к занятиям появляется из-за вышеупомянутых двух отличий метода от направлений фитнеса. Остановлюсь на них подробней.

Тело человека в российской действительности воспринимается:

  • в лучшем случае как объект : есть я и мое тело,
  • или как инструмент: мое тело меня не подводит
  • или еще хуже: как нечто, что болеет и доставляет неприятности, выглядит несоциально (я пишу это слово вместо «некрасиво»; считаю, что любое естественное тело красиво априори).

Открытие того факта, что тело – это живой процесс, для многих слишком экстремально. И они начинают отрицать эту новость, как могут, чтобы не рушилась их картина мира.

Второй момент: внимание, направленное в тело, приводит к контакту с живыми и живущими в теле эмоциями, воспоминаниями, переживаниями. У основоположников телесно-ориентированной терапии Райха и Лоуэна об этом есть целые обоснованные теории.

Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент. Старейший еженедельный джем проходит в Торонто, на 2009 год он длится уже 33 года. Контактную импровизацию чаще всего практикуют в форме дуэта. В преподавании контактной импровизации используют также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза, центрирование тела и разума, йога. В России состоялось пять «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».

В методе много внимания уделяют зоне таза, и (опять же таки) процессам, которые в нем происходят. А там во время КАЖДОГО движения происходит много разных событий: руки, ноги, голова – все растет из таза. Обращение внимания к тазу приводит к контакту с двумя сложными переживаниями: стыд и сексуальность. А это более глубокий пласт. Помните, как нас всех кошмарили : «Как тебе не стыдно?». А многие еще родились в стране, где «секса нет», о чем было заявлено с центрального канала ТВ на весь мир. В этом случае реакция клиента защитная и вполне типичная: я ничего не понимаю; я не понимаю, что делать; я не понимаю, правильно делаю или нет.

Таким образом, первая сложность, с которой можно столкнуться при предложении фитнес-клиентам метода Фельденкрайза – это общепринятое отношение к телу и некоторые национальные истории.

Вторая сложность – это подход и инструкции. В картине мира обычного человека, как правило, есть две полярности:

  • «я делаю правильно»
  • «я делаю НЕ-правильно».

И если я что-то делаю НЕ-правильно, то меня поправят, и я буду здоров и счастлив. Метод Фельденкрайза предполагает совсем другой подход в ведении уроков. Здесь важно не то правильно или НЕ-правильно человек делает движение, а то, как он его проживает. «Проживает» - это слушает, как движение организовано в теле, какие мышцы сокращаются или расслабляются, как перемещаются кости относительно друг друга, какие переживания, эмоции, чувства к нему приходят, как меняются отношения с гравитацией и много другое.

Для многих клиентов такой способ не подходит. Они приходят в фитнес, чтобы квалифицированный специалист сказал им, как грамотно эксплуатировать свое тело.

Контактная импровизация


Контактная импровизация ( или КИ) - тоже не простое для фитнеса направление. В первую очередь потому, что метод связан с прикосновениями. И прикосновения могут случиться в очень разных местах - к ним нужно быть готовым. В нашем обществе не принято прикасаться к людям. Объятия, как метафора впускания другого человека в свои границы, иногда под запретом даже между очень близкими людьми. А контактная импровизация – это ВСЁ занятие, которое длится не меньше 2 часов в прикосновениях. И часто партнер – совсем не знакомый человек.. С ним можно танцевать час и не познакомиться. КИ не повод для знакомства.

Контактная импровизация – это импровизационный парный танец, основными навыками которого являются умение следовать, отдавать вес, иметь осознаваемую связь между всеми частями тела.Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации в 1972году.

Вторая сложность - КИ для фитнеса похожа на сложности для Фельденкрайза. Преподаватель не предлагает готовую хореографию, а обучает навыкам, необходимым для танцевания. Хореография рождается непосредственно в практике, каждый раз уникальная. Фитнес-клиенты не привыкли к такому подходу. Третья сложность – это много внимания, направленного в тело, и протекающие в нем процессы. И она рассматривалась выше.

Однако.

Метод Фельденкрайза дает потрясающий эффект расслабления, какой не дает ни одно направление фитнеса. На уроках мышцы не только расслабляются, они переучиваются функционировать по-другому - более эргономично, естественно. Клиенты отмечают изменения там, где они ничего не могли сделать, избавляются от вредных двигательных привычек. Метод эффективно корректирует осанку и подходит ВСЕМ клиентам без ограничений.

Контактная импровизация – это еще и большая физическая нагрузка. Практика учит адекватному чередованию напряжения и расслабления, практикующие начинают более грациозно и естественно двигаться. У контактной импровизации еще много приятных «побочных» эффектов.

Обе практики учат «думать телом» и развивают «телесный интеллект». Это приводит к снижению перманентной тревоги, большей эмоциональной устойчивости и уверенности в себе.

Напоследок хочется добавить, что обе практики требуют от преподавателя особого уровня профессионализма, хорошего контакта с собственным телом и практики, превышающей количество клиентских уроков. На днях я увидела рекламу программы «Миофасциальное расслабление». Эта техника по своему подходу очень похожа на метод Фельденкрайза и КИ. Для меня это знак того, что в фитнесе начинают появляться направления, где телесные процессы важней правильной структуры движения. Я буду рада, если мои идеи и опыт приведут к тому, что чуть больше людей будут в большем контакте со своим телом.

И у меня остается этот вопрос: будут ли занимать такие практики больше места в фитнес-индустрии, или им лучше оставаться отдельными видами физической активности людей?

(с) Ирина Кустова